Главная Байки.Статьи Аркадий Райкин – самый Гениальный комик всех времен и народов!

Аркадий Райкин – самый Гениальный комик всех времен и народов!

Аркадий Райкин -это имя
Известно всем наверняка.
Как часто шутками своими
Смешил он.... даже Хижняка!

Так начинался мой шутливый номер (текст Л. Французова) в дни моей Эстрадной юности. Путеводная Звезда Аркадия Райкина светила мне всегда - с детства и до сегодняшнего дня. И, хотя я понимал, что до этого Монблана мне никогда не дотянуться, с детства мечтал посмотреть на "живого" Классика юмора. Мечта сбылась и очень скоро!

.....Служили два товарища, ага!... Вру! не два, а три, и не служили, а учились в Ленинградском Институте Театра и Кино неразлучные друзья: Петр Алейников, Аркадий Райкин и Макс Рейнгольд. Первые два товарища очень быстро завоевали популярность, а третьему не повезло. Он служил в Гос. Еврейском театре Соломона Михоэлса режиссером и актером. После гибели Михоэлса и его Театра, дабы избежать ареста, Рейнгольд скрывался на Севере, а когда сдох Пахан Всесоюзной Тюрьмы, через пару лет, поехал в Москву. Перед этим, на гастролях Алейникова по Северу, состоялась их радостная встреча. Оставалось повидать третьего друга. К счастью, Райкин в это время выступал в Москве, и Макс Борисович пришел в гостиницу "Москва", где он жил. Дверь открыла жена Райкина - Руфь Марковна, которую все звали Ромой, Ромочкой - умнейшая женщина: актриса и литератор, близкая родственница "Отца Советской физики», академика с мировым именем -Абрама Федоровича Иоффе.

- Ромочка, дорогая!
- Максик, родной, куда ты исчез?!
- Потом, Ромочка, потом. Где мой Аркаша?
-Подожди, он в ванне.
- Я столько лет ждал - больше не могу! - и он ринулся в ванную комнату.
Аркадий Исаакович был в восторге:
- Макс, дружище, дай тебя обниму! -поднялся в ванне, заграбастал друга и посадил в ванне рядом. Оба хохотали, как студенты после удачного экзамена. Потом Хозяин Люкса облачил гостя в свой халат, открыл бутылку коньяка, а Хозяйка гладила мокрый костюм....

...Так получилось, что в Народном Театре, я попал в крепкие режиссерские руки Рейнгольда. Главные роли в спектаклях, конферирование концертов - фундамент актерской карьеры был заложен здесь. А когда закончил школу, речь зашла о театральном образовании, Макс Борисович пообещал попросить Райкина помочь проконсультировать меня перед вступительными экзаменами. Я приехал в Гостиницу Москва" - в то время, Райкин был на гастролях в Москве. Дверь открыл он сам. Обрадовался тому, что Рейнгольд нашелся:

-Конечно, если Макс просит…какой разговор… помогу подготовиться . Вот, и Руфь Марковна присоединится, - он представил меня подошедшей жене. Мы вошли в гостиную.

Посреди стоял длинный накрытый стол. Гостей было немало. Можете представить, робкого провинциала, увидевшего «живьем» тех, кого знал по портретам, кинофильмам, книгам. Тут были и Леонид Утесов и Константин Паустовский и Александр Вертинский с красавицей-женой, Людмила Целиковская, Петр Алейников, Михаил Светлов и Вениамин Каверин...

Естественно, я попытался поскорее уйти, тем более, что А.И. назначил первую репетицию на завтра.

На следующий день я прочитал ему прозу, стихи, басню - все, что нужно для поступления. А потом показал ему мимическую сценку: «Рыболов- неудачник". Во - время показа, я вдруг заметил, что глаза его заблестели. Потом я нередко замечал эту особенность: если его что-то поражает, заинтересовывает - глаза необыкновенно загораются. Вот и сейчас он живо спросил:

- Юра, а откуда у тебя эта сценка?

Я честно признался, что украл её на эстрадном концерте у конферансье, показывающим разные мимические этюды. Сегодня эти же сценки показывает молодой артист, имеющий большой успех у неискушенной публики. И, когда он рассказывает о том, что сам придумал эти мимические упражнения, мне становится смешно: сегодня у молодых "лучшее новое - это хорошо забытое старое...".

Потом я узнал, что автор этой сценки - сам Райкин и несколько лет назад артисты клонировали её один в один. Так что, я украл её у вора! Для меня это стало уроком на всю жизнь: хорошо ли, плохо, но я с тех пор всё делал по-своему и не подражал, даже высочайшему образцу- Великому Райкину! Потому как помнил просьбу Поэта: "Не делайте под Маяковского, а делайте под себя!"

А тогда Аркадий Исаакович сделал такое замечание: с несуществующими предметами - удочкой, крючком,- надо обращаться очень точно, также, как и с настоящими. И показал, КАК это делать. Он взял воображаемый крючок и начал нанизывать на него "червячка". Он это делал так серьезно и сосредоточенно, что я не мог удержаться от смеха. Это был первый урок. Словом, не знаю, поступил бы я без помощи Райкина, но, уверяю вас, что никаких Его звонков в Приемную Комиссию по моему поводу не было - об этом он меня сразу предупредил - также, как и по поводу своих детей. В этом отношении, он был весьма щепетильным. Кстати, на другой день пришла корреспондент газеты "Москау ньюс"- английский вариант "Московских новостей". А мы, в это время, подбирали стихи для тех же экзаменов. То, что я предложил - не понравилось и Он дал мне свежий номер журнала "Новый мир" - выбрать что-нибудь из Пастернака, напечатанного там. Сейчас я бы оценил эти шедевры, но в свои неполные 17 лет, я еще не мог оценить их.

- Ну, как, понравились?
Я честно признался:
-Нет!
- Тогда не исполняй! И запомни: никогда не исполняй то, что не нравится, что не греет душу.!

Это был второй урок. Я, всю свою сценическую жизнь, свято соблюдал наказ Мастера. Было время, когда Худсовет Росконцерта не принимал Программу нашего коллектива без "позитивного" монолога. Ну, противны были мне эти трескучие словеса. Но выхода не было!

Артисты не могли сидеть без концертов. Тогда я "сделал" требуемый монолог, постарался очеловечить его и выдал Худсовету. Все были довольны, нам выписали гастрольное удостоверение, мы выехали в поездку по стране и, конечно, ни разу я не исполнял эту муть. На следующей сдаче программы, я, освежив в памяти текст, опять доставил удовольствие Высокой Комиссии. И так несколько раз. После последней сдачи программы, один музыкант ехидно заметил: "Блистательный текст! Жаль, что его слышат только эти стены!"

Строго говоря, сам Мэтр не был педагогом. Жванецкий сказал, что Райкин их Тройку "учил собой". Вот и я мог каждый день приходить на его спектакли и репетиции и учиться, подмечая тонкости его мастерства. Много-много лет я проделывал это, пока однажды Он не попросил больше не посещать репетиции. Я метался в догадках - почему???? - пока не узнал подоплеку запрета. Оказывается, популярный Саратовский артист-сатирик Лев Горелик напросился на посещение репетиций новой Программы - ему это было разрешено. Он ходил на репетиции, как на работу, утверждал, что уроки Мастера -самое ценное в его жизни.... Примерно через полгода Театр Миниатюр приехал на гастроли в Саратов и на первом же спектакле, Райкин испытал ужас: зрители без энтузиазма реагировали на юмор, не очень-то дружно смеялись, в отличии от бурного успеха в других городах.

- В чем дело?- спросил Директора Филармонии, донельзя расстроенный Райкин.

Тот охотно пояснил, что Лев Горелик два месяца подряд показывал в городе этот же спектакль - слово в слово, с теми же самыми интонациями, в тех же образах! Стоит ли говорить, что гастроли были сорваны и театр уехал домой?! С тех пор на репетициях у Райкина не было даже чужой кошки! А Горелик после этого получил в народе звание "Райкин для нищих"!

Не могу не припомнить еще один случай, когда гастроли внезапно прекращались. Это было в Киеве. Во- время спектакля, когда Райкин в образе исполнял знаменитый монолог: "Ну, спроси у меня, спроси: Кто ты есть? А я отвечу: Балалайкин!" Так вот, после слов "спроси, кто ты есть?", в зале раздался громкий голос: "Жид!" Артист замер. Пауза...Потом тихим, как в жизни, голосом он спросил:

- Кто это сказал?- Пауза. Снова повторил вопрос. Тишина.
-Что ж Вы боитесь? Давайте, подискутируем на национальную тему! Товарищи, сидящие рядом, подскажите, кто этот "герой"?!
Молчание.
- Так, и со зрителями все ясно! Касса, верните зрителям деньги за билеты! И БОЛЬШЕ В ЭТОМ АНТИСЕМИТСКОМ ГОРОДЕ МОЕЙ НОГИ НЕ БУДЕТ!

Слово своё сдержал. Несмотря на отчаянные просьбы Министра Культуры Фурцевой, Театр покинул Киев.

(А Киев, ведь, действительно, антисемитский город. Хотя я полуукраинец, должен это признать! Киевский Укрконцерт местные фашисты называли "Жидконцерт" только потому что в Гос. Симфоническом оркестре большинство музыкантов были «инвалидами пятой группы», то бишь евреями. Свою "ущербность" они компенсировали тем, что были высочайшими профессионалами. Но Партийные Руководители решили прислушаться к "Гласу народа" и очистили Оркестр от "представителей некоренной национальности". Вакантные места заняли "чистые украинцы".

Что это такое? Леонид Французов поясняет: "Чистый украинец - это украинец, вылезающий из ванны!"

Да, так вот: Оркестр «почистили» он и рухнул. Не знали Правители, что в классической музыке, как и в Медицине, Науке и Юриспруденции, этот «вредный народец» составляет большинство.

И! Пришлось идти на поклон к "лицам еврейской национальности". (Хотя, я никогда не понимал: если у него лицо еврейской национальности, то другие части тела-какой?!)

Это в то время появился анекдот: Дирижер ведет репетицию: "Голопупенко, возьми на полтона выше.... Голопупенко, на полтона, а не на терцию.... Еще раз попробуй! ...Еще!. .. О, молодец, Голопупенко! Умница! А теперь восьмая цифра: с жидами вместе!"

Всё это было бы смешно.... Кстати, под этот же антисемитский молох попал и Ефим Березин, который Штепсель. Вместе с Тимошенко - Тарапунькой они составляли юмористический дуэт -гордость Украины. Но...раз пошла такая пьянка....и решили заодно избавиться от еврея Березина! Мол, что делает в украинском дуэте этот жид?! Уволили. И никто не подумал, что Тимошенко без партнера, как и партнер без Тимошенко - никто! Помните: Рудаков без Нечаева,

Шуров без Рыкунина, Бандурин без Вашукова…. Заставили Тимошенко, чуть ли не силой, выступать одному. Ну и что?! Полный и безусловный провал!

Спаянный дуэт не поддается обрезанию! Оскорбленный Тарапунька друга не предал - подал заявление об уходе и уехали они вместе в Хабаровскую Филармонию, где прекрасно проработали целый год. И, только после многочисленных извинений и просьб простить и вернуться, Киев снова обрел замечательный дуэт.

А что касается "некоренной национальности", то мало кто знает, что Советская власть скрывала историю Киева - "матери городов русских". До того, как стать русской матерью, Киев был матерью иудейской религии! А дело в том, что Руководимый евреями Хазарский Каганат - мощная Империя дославянского периода, создала в Киеве Центр Иудейской религии с Высшими учебными заведениями Иудаистики, Хедерами, Синагогами... И, только после падения Хазарии, прекратил свое существование и Учебный центр. Но, коренные жители – евреи, никуда не исчезли и оставались всегда в Киеве при Славянском правлении. Ну, а сегодня мировая наука добила «коренных: оказалось, что русские и украинцы - - совсем не славяне, а финно-угорская группа. Вот белорусы -действительно славяне, только не восточные!

Извините за нелирическое отступление.

Райкин никогда не отрекался от своего происхождения, хотя ему почти никто об этом не напоминал. Для людей он был одной национальности - Райкин. Кроме, правда, Ленинградского Хозяина - Романова. Говорят, что прилетев в Пекин и, сойдя с трапа, он увидел встречающих его аборигенов с узкими глазами и злорадно спросил: "Ну что, жиды, прищурились?!" Между прочим, от этого фашиствующего вурдалака и уехал Райкин из Ленинграда.

"Уж очень я брезгливый», - объяснил он нам свой переезд.

А весь мир видел в нём, прежде всего, русского Чарли Чаплина и, кстати, сам Чаплин считал себя не выше "русского Гения метаморфозы", как аттестовала Райкина английская пресса.

А еще одна, Лондонская газета, озаглавила рецензию на гастроли Театра Миниатюр в английской столице: "Райкин против Чаплина" Эти рецензии я видел своими глазами!

И не удивительно: популярность у Него и за рубежом (спектакли Театра Миниатюр шли на языке принимающей страны.- это тоже, своего рода, творческий подвиг!) была мировая!

А уж дома….. Знаменитые Эстрадные Акулы упросили как-то Его отправиться в Кремль с просьбой подарить Эстраде свой Дом - здание для Театра Эстрады. Его принял куратор Культуры, б. Луганский слесарь - маршал Ворошилов.

-Аркаша,- по - свойски спросил тот Знаменитого Артиста, - объясни мне, что такое Эстрада?!
- Ну, скажем, играет в концерте Ойстрах Паганини - это Эстрада. Танцует "Партизанский танец" Ансамбль Моисеева - это Эстрада. Читает Мордвинов стихи Пушкина –это эстрада! Выступает любимец публики Леонид Утесов со своим оркестром - это Эстрада!
- Постой, постой! Говоришь, Утесов - хороший артист? Если его у нас любят, зачем он хотел убежать в Париж?!
-Поверьте, все это глупые сплетни недоброжелателей-завистников! Леонид Осипович неоднократно гастролировал во Франции - если б захотел, остался б - убегать совсем не надо было!
- Да ты что, Аркаша?! А мы ему Звания не даем, хотя Минкульт три раза подавал документы, а мы отказывали. Правда, говорят, что он себя объявляет: "Трижды орденопросец!" - захохотал Высший Руководитель Культуры.
-Клемент Ефремович, Утесов - Артист, достойный всяческих высоких Званий!
И Вы сами убедитесь, когда мы Вас пригласим на открытие Театра, который подарит Правительство Эстраде!
- Ну, и хитер мужик, -восхитился Маршал, -что ж, трудно тебе отказать- сам Иосиф Виссарионович тебя любил!

Вскоре Театр Эстрады праздновал новоселье на Берсеневской набережной.

Но бывали и встречи с Вождями, которые оставляли зарубки на его больном сердце.

Вызывает как-то Партийный Хозяин Москвы Гришин - великая сволочь и начинает распекать! Включает старую запись:"Пожар, пожар... Выйди и снова доложи!...." "Ето я сказала, ето я пярдупярдила..." Видите, какие милые шутки были! А сейчас: "Партия учит нас, что газы, при нагревании, расширяются!", "Наши слабые токи, год от года становятся все сильнее и сильнее", "Картошка должна быть такой, чтоб её не сразу в помойное ведро надо было отправлять!" Вы же, как враг, прямо диверсант в нашей стране!"

- Почему Вы позволяете себе разговаривать таким тоном? –прервал его Райкин, хватаясь за серде....
- Смотри, какой спектакль он мне здесь устраивает, ишь, артист!
- Что вы себе позволяете? - выдохнул Аркадий Исаакович, медленно сползая на пол. Подоспевшая "Скорая" отвезла его в Кремлевку. Инфаркт. Реанимация. Больничная палата. Потом Санаторий. По возвращении в Москву, звонок от Фурцевой:
- Аркадий Исаакович, пора возобновлять гастроли. Приезжайте в Министерство, составим план.
Приехал, взглянул на план - похолодело внутри. План его Театра: гастроли в Англию, Чехословакию, Польшу - перечеркнуты, а вместо них вписан Киев и города Украины. Москва вычеркнута.
- Вы же знаете, Екатерина Алексеевна, что я не поеду в Киев. И по Украине тоже!
- Ничего другого предложить не могу! Согласовано вверху.
- В таком случае, я ухожу на пенсию. Возраст позволяет.
- Не возражаю! Пишите заявление.

- Аркадий Исаакович уснуть не может, по ночам плачет от обиды, - говорила мне Рома.

Написал письмо фронтовому товарищу, с которым вместе были на Малой Земле под Новороссийском - Брежневу. "Подхалимы поют Алиллую Брежневу за то, что он пару раз приезжал на Малую Землю, а наш Театр там полгода был"- делился с нами Аркадий Исаакович. Отнес сам письмо в Кремлевскую почту. Вскоре раздался звонок: Голос Брежнева: "Аркаша, чего ты церемонишься, письма пишешь! Приходи, поговорим".

САМ радостно принял фронтового приятеля. Посидели, пригубили, ...наговорились, от души. Про Фурцеву сказал: " Я уже не знаю, что с ней делать?! Хотел освободить от работы - она себе вены режет. Ну, я ей выдам: ведет себя так, как будто у нас Райкиных - пруд пруди!"

Ильич одобрил план Райкина переехать в Москву, перевезти сюда артистов, обещал дать квартиры, возобновить здесь работу, пообещал здание Театру.... И, надо сказать, обещание выполнил! Правда, Кинотеатр "Таджикистан" долго пришлось переделывать в театральное помещение! Но Театр "Сатирикон" появился на карте Москвы! Сегодня это самый посещаемый Театр постоянного Аншлага под руководством Константина Райкина и носит он имя основателя Ленинградского Театра Миниатюр - "Самого Гениального Артиста всех времен и народов", как я имел честь сказать ему на сцене, на одном из юбилейных концертов, поздравляя с 75-летием!


Алла Пугачёва: "Он меня бросил." | Аллу Пугачёву заказали | Презабавный случай с Аллой Пугачёвой | Аллу Пугачёву отверг Худсовет | Лолита шокировала Пугачёву | Евгений Леонов - невыдуманный - настоящий | Незабвенная Клара Лучко | Алла Тарасова и дурдом | Культура Министра Культуры | Мой Жванецкий | Царствование Любови Орловой.... на сцене! | Для кого "раскол" забава, для кого -страдание! | Удачные импровизации бывают редко...но бывают! | Я не вру! | После базара — Филармония | Негр в России | Давида Ойстраха освистали | Петр Алейников в трезвом виде | Лидия Русланова - открытым текстом | Концерт в КГБ | Высоцкий выругался прямо на сцене | Гагарин взмолился | Про Актеров Еврейского Театра |